Межрегиональная Общественная Организация
Женщины в науке и образовании 

 
    Издания : : Г-жа Удача

О социологическом исследовании, проведенном на V Международной конференции женщин-математиков (Абрау-Дюрсо, май 1997)

Перед нами стояло два вопроса: 1. Существует ли наука вообще (то есть не умерла ли наука уже); 2. Существует ли такое понятие, как "женщина в науке". С понятием "женщина в образовании" народ уже примирился, к этому словосочетанию уже привыкли. Это и учительница в школе и преподаватель в техникуме, в институте. Что касается науки, то хотя все знают, что женщин в науке до черта, но сомнение, что именно они там делают, все-таки очень сильно.

На Западе уже давно озаботились этой проблемой и там не только отдельные исследователи изучают "женщин в науке" как самостоятельный феномен, но Европейский координационный Центр по проблемам научных исследований и информации в общественных науках при содействии ЮНЕСКО провел в 1989 международное исследование в 12 европейских странах "Women in science". Судя по этим исследованиям, женщины в науке (в Европе, по крайней мере) присутствуют и их количество растет. Что касается качества, то с этим в Европе пока напряженка. Профессоров-женщин меньше чем мужчин, начальников тоже и т.д. и т.п. Международные авторы пришли к выводу, что женщинам требуется поддержка. И что нужно регулярно проводить исследования этой проблемы, чтобы знать какую именно поддержку женщинам оказывать.

Советский Союз (в то время это еще был Союз) тоже принимал участие в международном исследовании 1989 года. Виталина Коваль собрала данные о женщинах, работающих в Академии наук. Других источников просто не нашлось. Впрочем официальной статистики не оказалось и в некоторых "цивилизованных" странах. По данным Коваль, в 1989 году женщины в Академии наук в смысле карьеры (то есть служебного положения и ученых степеней) сильно отставали от мужчин. Среди докторов наук их было всего 14,9% , среди кандидатов - 34,4. Среди академических профессоров - только 7,7%. Зато среди научных сотрудников без степени - 41,7%. Если говорить про должности, то здесь дело еще хуже. Среди руководителей отделов или лабораторий женщин было всего 11,6%. А в Ученых советах институтов от 3-х до 9,5%. Между прочим в Турции среди профессоров женщин оказалось более 10%. Разумеется все эти данные выборочные и поэтому не дают истинной картины, но само отсутствие официальных статистических данных по женщинам в науке уже говорит о том, что это никого не интересует и что никакой проблемы с точки зрения власть предержащих здесь не наблюдается. Все это послужило неким стимулом к проведению нашего скромного исследования.

Кое-какие данные про феминизацию науки в нашей стране:

Годы 1940 1960 1970 1980 1985 1990 1992
Процент
женщин в науке
42 42 47 52 52 53 53

Здесь имеются в виду женщины в науке и научном обслуживании. Но даже с учетом этого очевидно, что наука в значительной степени "женская отрасль". Женские отрасли традиционно хуже оплачиваются. Это подтверждает нижняя табличка.

Заработная плата работников науки как % к средней заработной плате по народному хозяйству:

Годы 1940 1960 1980 1990 1991 1993 1994
Зарплата 142,3 137,3 106,3 77 65 66 76(в Москве-60)

Возвращаемся к нашему исследованию. Мы (автор этой статьи и Нина Янсон - один из самых активных и незаменимых членов Ассоциации) решили провести анкетный опрос участников пятой международной конференции "Женщины - математики" и узнать, что они думают о женщинах в науке и о науке вообще. Конференция была организована нашей Ассоциацией и проходила в мае этого года в Абрау -Дюрсо. Честно говоря, идея провести социологическое обследование в таком месте и в такое время вызывала некоторые сомнения. Ученые люди, а тем более представители точных наук, вообще не очень любят заполнять анкеты и относятся к разного рода социологическим опросам весьма скептически. Мы это знаем по опыту работы. А тут еще рядом море, пальмы, знаменитый завод шампанских вин...

Поэтому первым положительным результатом исследования для нас оказался тот факт, что из 108 участников конференции 57 человек заполнили наши анкеты. Как правило, в таких случаях возвращается не более 20% розданных анкет. Я думаю, что мы бы получили еще лучший результат, но по бедности смогли напечатать всего 50 экземпляров анкеты. Так что некоторые участники от руки рисовали анкеты и заполняли их. А кто-то сумел на одном экземпляре уместить ответы двух человек. Наверное, с точки зрения чистоты эксперимента, это был не лучший вариант, зато мы получили первую характеристику участниц конференции. Наши ученые женщины оказались очень добросовестными и обязательными. Что же представляют из себя "женщины в науке", попавшие в нашу выборку?

Среднестатистический портрет участницы по результатам опроса.

Место работы: Высшее учебное заведение. Причем 28% опрошенных участниц работает в Университетах. В этом отношении выборка исключительно однородна, что объясняется политикой организационного комитета в отношении подбора участников конференции и самим составом ассоциации.

Должность: Доцент( 56% ответов).

Однако 6% участниц занимают профессорские должности и еще 12% являются руководителями разного рода, начиная от проректора и кончая руководителем группы. Смело можно утверждать, что мы исследовали элитную прослойку женщин, работающих в образовании и науке. С другой стороны это может означать, что на конференцию просто не могут поехать люди, не занимающие каких-либо престижных должностей и постов.

Поэтому особенно приятно, что 10% участниц составили аспиранты и 16% - ассистенты.

Особенно важен последний момент. Ведь для аспирантов участие в научных конференциях и научные публикации - производственная необходимость. Ассистенты, занимающиеся научной работой, - это свидетельство того, что преподаватели вузов стремятся повышать квалификацию, стремятся к научному росту и значит научная жизнь не умирает. Основная специальность: математика.

Были представлены самые разные отрасли математики и вполне вероятно, что каких-то других похожих для неопытного взгляда автора наук, вроде теоретической механики, которые мы за непониманием условно отнесли к математике. Но 8% респондентов определили себя как экономистов, что еще раз свидетельствует, что экономика становится вездесущей. Как писал Бродский "Сейчас экономика просто в центре. Объединяет нас вместо церкви".

Ученая степень: кандидат наук( 68%).

Докторов 8%. Остальные пока не получили ученых степеней.

Ученое звание: Доцент( 52%).

Если учесть старших научных сотрудников( 6%) и профессоров (10%), то получается, что две трети участников имеют вполне престижные ученые звания. Но опять хочется сказать "однако". Однако число женщин, имеющих ученую степень ниже, числа обладателей ученых званий. Может быть, стоит отдельно рассмотреть проблему получения ученых званий в следующем исследовании.

Возраст: Самая большая группа участниц в возрасте от 40 до 50 лет, но пятая часть представлена молодежью до 30 лет. Это естественно, потому что это считается наиболее активным в трудовом отношении возрастом. Дети уже вырастают и женщины особенно много сил отдают работе, в данном случае науке. Но особенно хорошо, что в выборке 20% молодежи до 30 лет и еще 18% участниц - от 30 до 40 лет. Пенсионерок всего -8%. То есть выборка явно скошена в сторону молодых возрастов. Пусть с оглядкой, но мы все же можем сделать вывод, что вузовская наука старится гораздо в меньшей степени, чем академическая.

В нашей анкете более сорока вопросов, поэтому приходится себя ограничить и перейти сразу к некоторым выводам.

Выводы:

Сначала о положении науки. Сейчас стало уже общим местом говорить о том, что положение "хреновое". Действительно, большая часть участников отметила, что они плохо обеспечены даже самым необходимым для работы. А 14% написали, что практически ничем не обеспечены. Мы относимся именно к этим 14%, так как бумага и тем более ксерокс для размножения анкет стали для нас камнем преткновения. Особенно плохо дела обстоят с научной литературой. Несколько человек сделали приписки к анкете по этому поводу. Что касается компьютеров, то многие специально отметили, что с вычислительной техникой все О.К. Это особенно отрадно, потому что представлены были в основном провинциальные университеты. Трудности с возможностями публикаций, без чего научный сотрудник просто не может жить, испытывает 49% респондентов.

И, конечно, здесь нужно сказать про заработную плату. 18% участниц получают меньше 300 тысяч рублей в месяц, а 27 -меньше 600тысяч,что тоже не густо. Кто-то указал заработок в 150 тыс. руб. Эту цифру просто не хочется комментировать. Самая высокая зарплата - два с половиной миллиона. Можно было бы порадоваться за обладателя такого заработка, если бы это было в Воронеже или в Ярославле, но для жителей Магадана это не так уж и много. Словом с заработками в науке и образовании все, как и ожидалось.

Естественно, что народ подрабатывает. По крайней мере 64% имели в текущем году дополнительные заработки. При этом почти 80% подрабатывали по основной специальности. Наши женщины не хотят терять профессионализма. На неквалифицированной работе подрабатывало лишь 2% . Это просто здорово, потому что депрофессионализация и потеря квалификации сейчас отнюдь не редкость среди людей с высшим образованием.

Несмотря на низкие заработки и плохое обеспечение, 56% удовлетворены своей работой. И практически никто даже не задумывается об уходе с работы.(96%). Причем удерживает на работе большую часть женщин не удобный режим, что весьма важно для женщин и не невозможность найти другую работу, что еще важнее, а увлеченность своим делом (51% ответивших) и ответственность перед учениками (16%).

Этот результат довольно неожидан и выглядит очень оптимистично. И это при том, что самих женщин отнюдь не назовешь оптимистками. По крайней мере 64% видит перспективы развития науки и образования в России в мрачном свете. В случае, если все-таки работу придется менять подавляющее большинство хотело бы продолжать работать по специальности, в том числе 43% предпочли бы работу за границей. Сейчас много говорят о том, что будущее за предпринимательством и мы не оспариваем этого мнения, но среди опрошенных женщин нашлось всего 7 человек, кто хотя бы гипотетически предполагает такой вариант занятости для себя. Очевидно, что "женщины в науке" хотят оставаться "женщинами в науке", что пока еще есть кому учить молодежь. Не хочется повторять банальности на тему того, что могущество России будет произрастать провинцией, но тем не менее нельзя не вспомнить, что большинство участниц именно из провинции, что зарубежные гранты получает лишь 9 человек из 50.Впрочем российскими грантами они тоже не избалованы( те же 9). Это нисколько не свидетельствует о недостаточной квалификации. 76% - кандидаты и доктора наук с большим стажем работы в науке и образовании. Чуть меньше имеют ученые звания доцентов и профессоров. Пятая часть опрошенных побывала в зарубежных командировках, 18% ведет совместные исследования с зарубежными учеными, все принимают участие в международных конференциях. Кто-то успел за последние пять лет побывать аж на 20 конференциях. Несмотря на трудности с публикациями в последние 5 лет больше половины опрошенных опубликовали в среднем 10 печатных работ, а 21% - больше 15. Пожалуй только с руководством аспирантами дела идут не столь успешно. На 38 кандидатов и докторов наук, попавших в выборку, приходится всего 15 защищенных аспирантов. Но в целом безусловно мы имеем дело с элитной группой женщин-преподавателей и научных работников. Элитной не только в силу занимаемых должностей, не только потому, что они обладают высокой квалификацией и хорошо работают, хотя все это так. Это элита и по своим моральным качествам, по увлеченности и преданности делу, по надежности и самоотверженности.

Но не хочется говорить о наших участницах только в связи с их работой. 73% опрошенных в настоящее время замужем, 71% имеют детей. Правда более одного ребенка решились иметь всего 29%. 64% женщин выполняют основную работу по дому. Есть 18% счастливиц, которые делят работу поровну с мужьями. Однако эмансипация не зашла так далеко, чтобы мужчины взяли на себя основную домашнюю нагрузку. В нашей выборке такие варианты ответов отсутствуют. Семейная нагрузка не помешала 43% женщин стать основными кормильцами в семье и еще 22% разделить эту обязанность с мужьями. Словом, все по народной присказке "и шьет, и вяжет, и математику знает..". Естественно, что женщинам, взявшим основные домашние заботы на себя, труднее реализовать себя на работе. Это, как правило, никто не оспаривает. И в нашем опросе 35% женщин отметили, что ориентация на семью является причиной того, что женщин-руководителей в науке и образовании меньше чем мужчин." Еще 27% считают, что женщинам мешает недостаток честолюбия, более низкая чем у мужчин работоспособность и квалификация. Наверное, западные радикальные феминистки были бы огорчены таким отсутствием агрессивности по отношению к противоположному полу и критическим отношением к себе наших ученых дам. Однако 38% все-таки назвали причиной меньшего присутствия женщин в среде руководства патриархальные традиции и создание средствами массовой информации отрицательного образа женщины-руководителя. Наверное именно поэтому 66% считает, что женщин нужно продвигать на руководящую работу, хотя при этом кое-кто приписал к своему ответу, что, продвигая женщин, прежде всего нужно учитывать их способности и заслуги. Просто поразительно до чего наши женщины разумны и сдержанны. Никакого феминистского рвения и здесь не проявилось. Тем не менее подавляющее большинство женщин признает, что равенства возможностей для мужчин и женщин в науке, официально провозглашаемого, не существует. Меньше всего это отражается на возможности защиты диссертаций. Меньше половины женщин считает, что в этой области существует неравенство. Что касается равенства возможностей в доступе к информации, то уже 54% ответили нет. 75% считает, что возможности у мужчин и женщин не одинаковы в принятии важнейших решений по делам организации, и, наконец, 80% считают, что нет равенства возможностей в продвижении по службе. В общих чертах эти результаты совпадают с результатами опросов в других странах. Именно поэтому международные организации предлагают принять ряд мер, способствующих лучшей самореализации женщин в научной сфере, например, выделение специальных грантов для женщин-научных работников, организацию программ повышения квалификации для молодых матерей после перерыва в работе и т.д.

Что касается наших женщин, то в значительной степени свои надежды на улучшение положения они связывают с нашей ассоциацией. Просто поразительно, как много ответов мы получили на вопрос анкеты о роли АЖНО. Участницы опроса ожидают, что АЖНО и впредь будет организовывать конференции, оказывать своим членам информационную поддержку, содействовать контактам ученых из разных регионов, заниматься поисками дополнительных источников финансирования, разрабатывать стандарты в образовании и т.д. Особенно нас порадовал чей-то крик души: "дайте возможность на время уехать из дома, оторваться от семьи". И с этим нельзя не согласиться. Так что любимую Ассоциацию мы озадачили. А что касается нас, авторов исследования, то мы не остановились на достигнутом. Исследование продолжается. К нему подключились Ярославль, Воронеж. Сотни заполненных анкет уже пылятся, ожидая обработки. Но мы, как и участники обследования в Абрау-Дюрсо очень увлечены своей любимой малооплачиваемой работой в науке, мы тоже подрабатываем. Так что анкетам пока приходится подождать.

Наталья ВИНОКУРОВА

Москва,
кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник ЦЭМИ РАН