Межрегиональная Общественная Организация
Женщины в науке и образовании 

 
    Наши конференции : : Нелинейный мир : : Решение

Решение
XII Научно-практической Конференции серии “Нелинейный мир”  «Экологическая и экономическая безопасность: проблемы и пути решения»

С 20 по 24 сентября 2007 года в поселке Шепси Туапсинского района Краснодарского края работала  ХII  международная  научно-практическая  конференция “Экологическая и экономическая безопасность: проблемы и пути решения.”

Организаторы конференции:

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, департамент образования и науки Краснодарского края, Кубанский  государственный университет, Кубанское региональное отделение академии педагогических и социальных наук, межрегиональная общественная организация: “Женщины в науке и образовании”, Московское общество испытателей природы, Краснодарское региональное отделение русского географического общества, Научно-просветительский центр “Цветные стекла” при Кубанском государственном  университете.

Председатель конференции:

Бабешко В.А. – ректор Кубанского государственного университета, академик РАН, профессор.

Сопредседатели:

Зенин С.С. – зам. руководителя  департамента образования и науки Краснодарского края, Ризниченко Г.Ю. – профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, председатель правления межрегиональной общественной организации «Женщины в науке и образовании», Суятин Б.Д. – доцент Кубанского государственного университета, руководитель Научно-просветительского центра «Цветные  стекла».

В конференции приняло участие более 60 человек ученых, профессоров и преподавателей вузов, учителей, представителей фирм из Москвы, Нижнего Новгорода, Воронежа, Челябинска, Грозного, Ростова-на Дону, Вятки, Екатеринбурга, Ставрополя, Краснодара, Сочи, Темрюка, Туапсе. В работе конференции  принимал активное участие  профессор  Опольского университета из  Польши  Йозеф Подгурецкий.

В ходе конференции обсуждались следующие вопросы:

  1. Экология: внутренний мир и окружающая среда. Здоровьесберегающие технологии.
  2. Социально-экономическое развитие регионов: классические и нестандартные подходы.
  3. Правовые аспекты обеспечения экономической и экологической безопасности.
  4. Безопасность жизнедеятельности.
  5. Радиация: проблемы использования, ответственности, защиты человека и природы.
  6. Влияние электромагнитного излучения  на биологические объекты.
  7. Математическое моделирование экологических и экономических процессов.
  8. Естественно-научное и гуманитарное образование: методология, форма и содержание.
  9. Новые технологии - новой экономике: инновационный путь развития  регионов.

Было заслушано 35 докладов и проведено 2 Круглых стола: «Перспективы развития Росси и проблемы глобализации» и «Проблемы воспитания экологической грамотности населения».

Участники конференции вынесли следующее решение:

I. По проблемам экологии.

- Повысить уровень экологического образования  через формирование  экологической  личности.

Анализ  состояния природных и антропогенных  факторов  показывает, что человеческий фактор во всех катастрофах сегодня составляет не менее 60 %. Человек с его физическим и духовным потенциалом стал самым слабым звеном во всей цепи связей и отношений в системе  <<природа-человек>>. И  чтобы реализовать задачи, стоящие перед экологическим образованием, необходимо принять во внимание тот факт, что экологию недостаточно воспринимать исключительно как естественно-научную дисциплину, она неизбежно включает в себя гуманитарный компонент. Такой позиции придерживаются сегодня ученые, разрабатывающие  новое научное направление – экологию личности.

Развитие целостной, позитивно ориентированной, экологически безопасной личности
должно рассматриваться  в качестве результата экологически ориентированного образования.

- Провести всестороннюю экологическую экспертизу прибрежной зоны Черного моря  и горного массива  западного Кавказа. Научная общественность выражает озабоченность экологическим будущим Сочинского района ввиду предстоящих в Сочи в 2014 г. Зимних Олимпийских Игр. ….и планируемой вырубкой леса в районе пос. Архыз, которая может привести к нарушению климатических условий и водного баланса этого уникального природного заповедника.

- Поддержать и расширить исследования, проводимые центром «Цветные стекла» при Кубанском государственном университете, в ходе которых установлено повышенное содержание радионуклидов в почвенном покрове парков г. Краснодара. В пользу необходимости таких исследований свидетельствует тот факт, что повышенное содержание радионуклидов, по-видимому, имеют употребляемые в пищу огородные и садовые культуры, что может служить причиной наблюдаемого в последние годы увеличения числа онкологических заболеваний среди населения.

II. По проблемам образования:

- Необходимо привлечь внимание  научной общественности к проблеме, которая напрямую порождает угрозу ухода России с мировых позиций фундаментальной науки, освоения космоса, самолетостроения  и производства энергии. Речь идет   о потере страной международного приоритета в естественно-научном образовании.

Еще  в  1983 г. во всех странах (кроме СССР) стал широко известен доклад «Нация в опасности » - обращение американских ученых к президенту и народу. Важнейшими положениями этого доклада, имеющими международное значение, были следующие:

- Признание того, что интеллектуальный потенциал государства создается в средней общеобразовательной школе (“время гениальных одиночек кончилось…”).

- В новых условиях содержание школьного образования должно строиться на  базе фундаментальной  науки. Прагматическое, узкопрофильное образование США было подвергнуто критике.

- В высоком научном уровне образования заинтересованы:

  1. государство,   “иначе  Америка  потеряет мировое лидерство в экономике…”;
  2. общество,  “иначе люди  не смогут выполнять свой гражданский долг…”
  3. каждый гражданин в отдельности, чтобы  “иметь возможность реализовать свои гражданские права”.

Почти полное отсутствие  в течение 20 лет в нашей  стране снабжения  школ приборами и оборудованием,  без которых изучать основы  наук невозможно,  привело  к изучению  дисциплин естественно-научного цикла    на  “меловом” уровне,  привело к господству репродуктивного обучения, в основе которого  лежит  пересказ текста учебника и решение тренировочных задач по формуле.

Два  последних десятилетия  ушедшего столетия ознаменовались  в мире осознанием того,  что наступила  новая эра в экономическом  и культурном развитии государств – эра науки,  информатики и наукоемких технологий.

- Участники конференции, большинство которых являются профессорами и преподава-телями ведущих российских вузов и учителями,   озабочены масштабным введением ЕГЭ (единого  государственного экзамена) и  тестирования. Система итоговой аттестации в форме ЕГЭ и тестирования, имеющая некоторые положительные стороны,  не опирается  на научно-обоснованные положения, не использует  отечественный и  зарубежный опыт,  поэтому  обладает такими серьезными недостатками, как фрагментарность контроля и отсутствие возможности диалога с учителем. ЕГЭ и  тестирование не способствуют выработке умения связно и аргументировано  излагать мысли.  Не секрет, что в последний год обучения школьники фактически натаскиваются на выполнении  типовых заданий ЕГЭ. При таком «изучении» материала школьники зачастую не понимают не только его смысла, но и структуры предмета в целом. Настораживает у выпускников последних лет не только фактическое снижение уровня знаний, но и леность, догматичность мышления,отсутствие смекалки, безынициативность,  в известной степени инфантильность и безответственность. Студенты и  учащиеся оценивают решения, рассуждения не с позиций «верно – неверно», «логично – бессмыс-ленно», а оперируют понятиями «Можно – нельзя», а почему «Можно – нельзя» даже не пытаются анализировать.

Залогом успешной безопасной жизнедеятельности любого предприятия и всего общества в целом является наличие высокопрофессиональных всесторонне развитых специалистов. Творческая личность является двигателем прогресса, центром, вокруг которого группируются коллективы. Система ЕГЭ, направленная на механическое овладение суммой знаний, не способствует формированию творческой личности.

- Участники конференции выражают озабоченность практикой подушевого финансирования, приводящей к закрытию малокомплектных школ, снижению качества образования, закрытию кружков, факультативов, развивающих творческие способности будущего поколения российских школьников.

- На уровне Министерства Образования и науки,  по нашему мнению, необходимо ввести в образовательные программы курсы основ формирования творческих способностей учащихся, рассчитанные на творческое развитие личности от детского сада до окончания вуза.

- Необходимо  внедрять в систему образования современные здоровьесберегающие технологии. Одно из наиболее важных направлений-  это  охрана профессионального  голоса  и  снижение уровня  профзаболеваемости   и продления трудового долголетия педагогов.  Основной  причиной  голосовых  расстройств  является  перенапряжение  голоса при  работе с аудиторией  из-за  отсутствия  речевой техники. Для  этого  разработано  и подготовлено  к печати кандидатом медицинских наук, зав. фониатрическим отделением Краснодарской краевой больницы №3 Саливоном Л.Г.  учебно-методическое пособие «Голос  и профессия».

- Всесторонне поддерживать и распространять опыт  научно-просветительского центра “Цветные стекла” по организации и проведению  интеллектуальных турниров “Цветные  стекла”,  которые наряду с развитием творческих способностей детей, формируют у них
навыки  научно-исследовательской  работы.

Более сорока лет назад при МГУ им. М.В. Ломоносова  зародилась и успешно развивалась нетрадиционная форма работы со школьниками  и студентами -турниры юных физиков. Основателями этого развивающего творческого  направления были Е.Н. Юносов , А.Н.  Коротков, Т.П. Карнеева и др. при активной  поддержке  академика Е.А. Велихова.

На Кубани эта  нетрадиционная форма работы с детьми  получила  дальнейшее развитие  и определенное  своеобразие в турнирах юных физиков-экологов “Цветные стекла”, которые  проводятся уже  более 20 лет. Этот опыт можно трансформировать на другие регионы России и  проводить  международные встречи. Для успешного развития  этого направления работы  со  школьниками и учителями, необходимо финансирование  на  государственном уровне, позволяющим принимать участие в них  школьников,  учителей, студентов,  аспирантов,  профессоров,  доцентов  и преподавателей  ВУЗов.

Все  предложенные направления заслуживают  приоритетного  рассмотрения для их использования в  социальной политике государства.

Участники  конференции предлагают  систематически  проводить аналогичные  конференции   с  периодичностью через год  и  просят оказывать  в их  проведении  всестороннюю   поддержку.