Решение XII Научно-практической Конференции серии “Нелинейный мир” «Экологическая и экономическая безопасность: проблемы и пути решения»
С 20 по 24 сентября 2007 года в поселке Шепси Туапсинского района Краснодарского края работала ХII международная научно-практическая конференция “Экологическая и экономическая безопасность: проблемы и пути решения.”
Организаторы конференции:
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, департамент образования и науки Краснодарского края, Кубанский государственный университет, Кубанское региональное отделение академии педагогических и социальных наук, межрегиональная общественная организация: “Женщины в науке и образовании”, Московское общество испытателей природы, Краснодарское региональное отделение русского географического общества, Научно-просветительский центр “Цветные стекла” при Кубанском государственном университете.
Председатель конференции:
Бабешко В.А. – ректор Кубанского государственного университета, академик РАН, профессор.
Сопредседатели:
Зенин С.С. – зам. руководителя департамента образования и науки Краснодарского края, Ризниченко Г.Ю. – профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, председатель правления межрегиональной общественной организации «Женщины в науке и образовании», Суятин Б.Д. – доцент Кубанского государственного университета, руководитель Научно-просветительского центра «Цветные стекла».
В конференции приняло участие более 60 человек ученых, профессоров и преподавателей вузов, учителей, представителей фирм из Москвы, Нижнего Новгорода, Воронежа, Челябинска, Грозного, Ростова-на Дону, Вятки, Екатеринбурга, Ставрополя, Краснодара, Сочи, Темрюка, Туапсе. В работе конференции принимал активное участие профессор Опольского университета из Польши Йозеф Подгурецкий.
В ходе конференции обсуждались следующие вопросы:
- Экология: внутренний мир и окружающая среда. Здоровьесберегающие технологии.
- Социально-экономическое развитие регионов: классические и нестандартные подходы.
- Правовые аспекты обеспечения экономической и экологической безопасности.
- Безопасность жизнедеятельности.
- Радиация: проблемы использования, ответственности, защиты человека и природы.
- Влияние электромагнитного излучения на биологические объекты.
- Математическое моделирование экологических и экономических процессов.
- Естественно-научное и гуманитарное образование: методология, форма и содержание.
- Новые технологии - новой экономике: инновационный путь развития регионов.
Было заслушано 35 докладов и проведено 2 Круглых стола: «Перспективы развития Росси и проблемы глобализации» и «Проблемы воспитания экологической грамотности населения».
Участники конференции вынесли следующее решение:
I. По проблемам экологии.
- Повысить уровень экологического образования через формирование экологической личности.
Анализ состояния природных и антропогенных факторов показывает, что человеческий фактор во всех катастрофах сегодня составляет не менее 60 %. Человек с его физическим и духовным потенциалом стал самым слабым звеном во всей цепи связей и отношений в системе <<природа-человек>>. И чтобы реализовать задачи, стоящие перед экологическим образованием, необходимо принять во внимание тот факт, что экологию недостаточно воспринимать исключительно как естественно-научную дисциплину, она неизбежно включает в себя гуманитарный компонент. Такой позиции придерживаются сегодня ученые, разрабатывающие новое научное направление – экологию личности.
Развитие целостной, позитивно ориентированной, экологически безопасной личности должно рассматриваться в качестве результата экологически ориентированного образования.
- Провести всестороннюю экологическую экспертизу прибрежной зоны Черного моря и горного массива западного Кавказа. Научная общественность выражает озабоченность экологическим будущим Сочинского района ввиду предстоящих в Сочи в 2014 г. Зимних Олимпийских Игр. ….и планируемой вырубкой леса в районе пос. Архыз, которая может привести к нарушению климатических условий и водного баланса этого уникального природного заповедника.
- Поддержать и расширить исследования, проводимые центром «Цветные стекла» при Кубанском государственном университете, в ходе которых установлено повышенное содержание радионуклидов в почвенном покрове парков г. Краснодара. В пользу необходимости таких исследований свидетельствует тот факт, что повышенное содержание радионуклидов, по-видимому, имеют употребляемые в пищу огородные и садовые культуры, что может служить причиной наблюдаемого в последние годы увеличения числа онкологических заболеваний среди населения.
II. По проблемам образования:
- Необходимо привлечь внимание научной общественности к проблеме, которая напрямую порождает угрозу ухода России с мировых позиций фундаментальной науки, освоения космоса, самолетостроения и производства энергии. Речь идет о потере страной международного приоритета в естественно-научном образовании.
Еще в 1983 г. во всех странах (кроме СССР) стал широко известен доклад «Нация в опасности » - обращение американских ученых к президенту и народу. Важнейшими положениями этого доклада, имеющими международное значение, были следующие:
- Признание того, что интеллектуальный потенциал государства создается в средней общеобразовательной школе (“время гениальных одиночек кончилось…”).
- В новых условиях содержание школьного образования должно строиться на базе фундаментальной науки. Прагматическое, узкопрофильное образование США было подвергнуто критике.
- В высоком научном уровне образования заинтересованы:
- государство, “иначе Америка потеряет мировое лидерство в экономике…”;
- общество, “иначе люди не смогут выполнять свой гражданский долг…”
- каждый гражданин в отдельности, чтобы “иметь возможность реализовать свои гражданские права”.
Почти полное отсутствие в течение 20 лет в нашей стране снабжения школ приборами и оборудованием, без которых изучать основы наук невозможно, привело к изучению дисциплин естественно-научного цикла на “меловом” уровне, привело к господству репродуктивного обучения, в основе которого лежит пересказ текста учебника и решение тренировочных задач по формуле.
Два последних десятилетия ушедшего столетия ознаменовались в мире осознанием того, что наступила новая эра в экономическом и культурном развитии государств – эра науки, информатики и наукоемких технологий.
- Участники конференции, большинство которых являются профессорами и преподава-телями ведущих российских вузов и учителями, озабочены масштабным введением ЕГЭ (единого государственного экзамена) и тестирования. Система итоговой аттестации в форме ЕГЭ и тестирования, имеющая некоторые положительные стороны, не опирается на научно-обоснованные положения, не использует отечественный и зарубежный опыт, поэтому обладает такими серьезными недостатками, как фрагментарность контроля и отсутствие возможности диалога с учителем. ЕГЭ и тестирование не способствуют выработке умения связно и аргументировано излагать мысли. Не секрет, что в последний год обучения школьники фактически натаскиваются на выполнении типовых заданий ЕГЭ. При таком «изучении» материала школьники зачастую не понимают не только его смысла, но и структуры предмета в целом. Настораживает у выпускников последних лет не только фактическое снижение уровня знаний, но и леность, догматичность мышления,отсутствие смекалки, безынициативность, в известной степени инфантильность и безответственность. Студенты и учащиеся оценивают решения, рассуждения не с позиций «верно – неверно», «логично – бессмыс-ленно», а оперируют понятиями «Можно – нельзя», а почему «Можно – нельзя» даже не пытаются анализировать.
Залогом успешной безопасной жизнедеятельности любого предприятия и всего общества в целом является наличие высокопрофессиональных всесторонне развитых специалистов. Творческая личность является двигателем прогресса, центром, вокруг которого группируются коллективы. Система ЕГЭ, направленная на механическое овладение суммой знаний, не способствует формированию творческой личности.
- Участники конференции выражают озабоченность практикой подушевого финансирования, приводящей к закрытию малокомплектных школ, снижению качества образования, закрытию кружков, факультативов, развивающих творческие способности будущего поколения российских школьников.
- На уровне Министерства Образования и науки, по нашему мнению, необходимо ввести в образовательные программы курсы основ формирования творческих способностей учащихся, рассчитанные на творческое развитие личности от детского сада до окончания вуза.
- Необходимо внедрять в систему образования современные здоровьесберегающие технологии. Одно из наиболее важных направлений- это охрана профессионального голоса и снижение уровня профзаболеваемости и продления трудового долголетия педагогов. Основной причиной голосовых расстройств является перенапряжение голоса при работе с аудиторией из-за отсутствия речевой техники. Для этого разработано и подготовлено к печати кандидатом медицинских наук, зав. фониатрическим отделением Краснодарской краевой больницы №3 Саливоном Л.Г. учебно-методическое пособие «Голос и профессия».
- Всесторонне поддерживать и распространять опыт научно-просветительского центра “Цветные стекла” по организации и проведению интеллектуальных турниров “Цветные стекла”, которые наряду с развитием творческих способностей детей, формируют у них навыки научно-исследовательской работы.
Более сорока лет назад при МГУ им. М.В. Ломоносова зародилась и успешно развивалась нетрадиционная форма работы со школьниками и студентами -турниры юных физиков. Основателями этого развивающего творческого направления были Е.Н. Юносов , А.Н. Коротков, Т.П. Карнеева и др. при активной поддержке академика Е.А. Велихова.
На Кубани эта нетрадиционная форма работы с детьми получила дальнейшее развитие и определенное своеобразие в турнирах юных физиков-экологов “Цветные стекла”, которые проводятся уже более 20 лет. Этот опыт можно трансформировать на другие регионы России и проводить международные встречи. Для успешного развития этого направления работы со школьниками и учителями, необходимо финансирование на государственном уровне, позволяющим принимать участие в них школьников, учителей, студентов, аспирантов, профессоров, доцентов и преподавателей ВУЗов.
Все предложенные направления заслуживают приоритетного рассмотрения для их использования в социальной политике государства.
Участники конференции предлагают систематически проводить аналогичные конференции с периодичностью через год и просят оказывать в их проведении всестороннюю поддержку.
|